Зернов Владимир Борисович

Евгений Зернов о своем отце:

"Танцевать папа начал в шестнадцать лет, в последние годы НЭПа, когда в стране еще сохранялась относительная свобода для развития и экономики, и искусства. Первым его учителем был старший брат Юрий, который, в свою очередь, пришел в танцы благодаря своей родной тетушке, имевшей маленькую танцевальную группу; она с успехом гастролировала, и не только по России.
К началу папиной танцевальной карьеры на эстраде были модны чарльстон, цыганочка, "матросское яблочко", вальс-чечетка. Именно с таким вальсом отец и дебютировал на сцене вместе с братом Юрием. С тех пор чечетка стала его любимым жанром. Между тем, с конца двадцатых годов она в Советском Союзе подвергалась гонениям со стороны властей как буржуазная забава, чуждая советским людям, вредная для их мировоззрения.
И все же чечетка продолжала жить на эстраде, горячо воспринималась публикой, в немалой мере потому, что ритмические степовые элементы свойственны как раз русским дробушкам и хлопушкам. Особенно существованию и даже развитию жанра чечетки-степа способствовало становление отечественного джаза, в первую очередь - коллектива под руководством Л.О. Утесова. Его выступления представляли собой не просто концерты, а своеобразные спектакли, отличавшиеся высоким уровнем исполнителей и умением связать джазовой музыкой воедино конферанс, пение, танец.

В послевоенные годы отец вместе с моей мамой З.А. Гульельми, окончившей Ленинградское хореографическое училище, работал в джазе Л.О.Утесова и в другом замечательном коллективе - оркестре Э.И.Рознера. Танцы родителям ставили талантливейшие балетмейстеры П.Вирский, Н.Надеждина, В.Варковицкий, А.Радунский. Со временем отец стал создавать номера сам. Когда образовался семейный ансамбль Зерновых, почти весь репертуар творился им.
В ту пору, чтобы провести чечеточные танцы на сцену через рогатки цензуры, приходилось маскировать их различными способами. Например, в поставленном папой в начале 50-х годов номере "Веселые пассажиры" степом имитировался ход поезда, в "Спортивной сюите" им изображались и иллюстрировались различные приемы спорта. Уже в этих ранних постановках и главным образом в тех, которые он создавал позднее для многих талантливых танцоров, отец стремился не только ярко выявить технику чечетки, но и создавать интересный сценический образ, позволяющий раскрыть актерский дар исполнителя. Одним из лучших отцовских номеров, с моей точки зрения, является "Многостаночник", который он придумал для талантливого степиста В.И.Маркова, очень рано ушедшего из жизни. На всесоюзном балетном конкурсе эстрадных номеров в начале 60-х годов номер "Многостаночники" занял второе место. .."

(выдержка из статьи опубликованной в газете "Танцевальный Клондайк" в октябре 2003 года)