Между подошвой и полом...

Уверена, что каждый человек, когда бы то ни было занимавшийся танцем, хоть раз в жизни задавался вопросом: "Где найти подходящую обувь?" Особенно эта тема актуальна для степистов, чьи требования к качеству обуви, в которой они танцуют, зачастую бывают непомерно высоки. Проблема приобретения ботинок еще может быть названа вполне решаемой, но вот когда дело доходит до постановки на эти ботинки набоек - тут даже те, кто далеко не являются новичками в тэп дэнсе, зачастую попадают в непроглядный тупик. Поэтому я и решилась провести небольшое исследование, результаты которого помогут Вам разобраться в том, какие следует выбирать набойки, как их ставить и каких ошибок не стоит допускать в таком тонком и болезненном деле.

Итак, от простого. Набойки бывают двух видов: те, которые крепятся на каблук, и те, которые крепятся на носок ботинка. Делаются они обычно из дюралевых сплавов, некоторые отечественные - из особо крепких и звонких авиационных сплавов. Отмечу, что раньше, когда не было возможности привозить из-за рубежа хорошие набойки, а отечественные еще не производились, степисты ставили двойные набойки, так называемые "Double Tap": одна алюминиевая пластина крепилась на подошву, а другая - поверх первой, не прижимаясь к ней полностью. Таким образом, получался двойной звук. Сейчас остановились на производстве одинарных набоек, и даже на Чемпионатах, которые проводит IDO, использование двойных набоек запрещено. Что касается формы набоек, то желательно, чтобы набойка-пятка была плоской для устойчивости, а носок - немного выпуклым от подошвы, чтобы можно было изменять наклон стопы без потери звука. Любая набойка внутри полая и должна иметь выход для воздуха (по аналогии с барабанами - каждый барабан, представляющий собой замкнутое пространство, имеет отверстие для выхода воздуха), который может быть как явным - одно или несколько отверстий по бокам - так и неявным, как на набойках Capezio. Кстати, о фирмах. Мировым лидером по производству набоек можно назвать только что упомянутую фирму Capezio, которая выпускает набойки марки "TeleTone Tap", то есть, "звучащие на расстоянии", они и пользуются наибольшей популярностью у степ-профессионалов. Неплохие набойки производят фирмы "Leo's", "London" и другие зарубежные компании. В России же производятся набойки, очень близкие к зарубежным аналогам, но с небольшой потерей в звонкости и крепости.

Теперь о том, как правильно подобрать и закрепить набойки. Ввиду того, что единого стандарта размеров для набоек не существует, и каждая фирма вводит свою нумерацию размеров, набойки лучше всего подбирать на конкретные ботинки путем приложения их к подошве. Края набойки ни в коем случае не должны выступать за края ботинок. Желательно полное соответствие, хотя допустим несколько меньший размер набоек по сравнению с размером подошвы. Крепиться набойка должна так, чтобы задняя часть каблука точно совпадала с задней частью набойки-пятки, а передняя часть носка - с передней частью соответствующей набойки - очень важно, чтобы не было ни отступа, ни выступа. Крепятся обычно набойки либо на шурупы, либо на заклепки. Последние использовать не рекомендуется, так как набойка в этом случае быстрее разбивается, а в просверленные в подошве дырки (если старая заклепка расшаталась) почти невозможно поставить новую заклепку или шуруп. С шурупом же все намного проще - намечаются дырки, шилом делается отверстие, которое смазывается клеем, и внутрь него закручиваются шурупы. Лучше использовать именно шурупы, а не саморезы, которые, в отличие от шурупов, имеют коническую форму и очень быстро выкручиваются. Профессиональные сапожники, ставя набойки, вымачивают подошву. Когда она становится мягкой, они вкручивают шурупы, а позже при высыхании кожа сама сильно зажимает эти шурупы. Необходимо использовать зенкованные (потайные) шурупы - они плоские сверху и уходят в материал, в который вкручиваются (то есть, оказываются "утопленными" в набойке), таким образом, не царапая пол.

Теперь поговорим о материалах, сопутствующих набойкам, так как без них ни одни туфли для степа не будут безопасными ни для пола, ни для самих себя. В первую очередь, это некая загадочная фибра. Представляет она из себя спрессованный картон, пропитанный смолами, и выполняет аж две функции: во-первых, не позволяет набойке вдавливаться в кожаную подошву ботинок, во-вторых, в силу того, что ее плотность выше плотности кожи, отражает звук. Фирма Capezio поставляет фибру в комплекте с набойками. Если же Вы на Ваше несчастье приобрели набойки без фибры - постарайтесь найти мастера, у которого она есть, ибо фибра - это и есть "ум, честь и совесть" набойки. Хотя нет. Совесть - это, пожалуй, другой, не побоюсь этого слова, аксессуар - профилактика. "Профилактика" представляет из себя кожаную или резиновую пластину, наклеивающуюся на ту часть подошвы, которая после постановки набоек все еще соприкасается с полом. Профилактика, во-первых, берет на себя разницу высот набойки и подошвы и нейтрализует ее. Во-вторых, помогает степистам осуществлять некоторые технические приемы. Резиновая профилактика позволяет танцору тормозить при выполнении пируэтов, а любителям "слайдов" я бы посоветовала ставить профилактику из кожи, которая легко скользит по полу. В случае резины лучше всего, если она будет белой (так называемая белая микропорка) - так она не будет пачкать пол.

Такова незатейливая техника подбора и постановки набоек. Теперь скажу несколько слов о ботинках. Ботинки для степа лучше всего прошить, так как вряд ли они долго выдержат нагрузки, которые на них налагают степисты. Пятку и носок рекомендуется делать жесткими, хотя если ботинки шьются для ребенка на вырост - этот вариант неприемлем. Обувь должна быть удобна по ноге, не болтаться, не мешать расслаблять ногу. Многие чечеточники используют такую технику, когда они встают на пальцы, как на пуанты, в таком случае на носок ставится клинышек из кожи, и делать этот прием становится намного легче. Клин также позволяет выровнять подошву так, чтобы носок не торчал вверх, если ногу поставить на полную стопу, в противном случае подошва может не давать стоять на носках.

Полезные советы:

  1. С помощью силы затяжки шурупа можно регулировать звук набоек: более сильная затяжка дает более глухой звук. Не забывайте при этом, что слишком слабо затянутая набойка может портить пол, поэтому шурупы следует регулярно подкручивать.
  2. Подтачивайте мелким напильником острые края набоек, опять-таки дабы сохранить цельность полов. Края набоек должны быть гладкие и не цепляться за пол.
  3. Ни в коем случае не танцуйте на асфальте, камне, кафеле, бетоне. Плотность этих материалов превосходит плотность материалов, из которых изготовлены набойки, и во время удара набойки быстро стачиваются или могут треснуть.
  4. Если ставите набойки на шурупы, вначале сильно, до отказа затяните их. Можно при вкручивании шурупов капнуть на них клеем (например "супермоментом" или другим, подходящим для склеивания металла и кожи). Позже они немного разболтаются, и получится нормальный звук. Грамотно поставленные на шурупы набойки могут в течение долгого времени не требовать подкрутки.
  5. Очень важно, что бы вкрученные шурупы были утоплены в набойки хотя бы на 0.5 мм. Тогда они не будут соприкасаться с полом, а значит не будут долгое время выкручиваться и портить пол. Для этого отверстия в набойках, возможно, придется немного раззенковать (рассверлить), так что бы утопить в них головки шурупов.
  6. Если к набойке пристала грязь, ни в коем случае не скоблите ее. Лучше всего потереть эту грязь пробкой от шампанского, только не делайте это на жаре.
  7. Никогда не старайтесь приклеить набойку к подошве.
  8. Если так получилось, что срок жизни набоек превысил срок жизни ботинок, набойки можно переставить на другие ботинки. При этом в случае односторонних потертостей имеет смысл набойку с левого ботинка переставить на правый и наоборот.

Получить более подробную информацию о том, где и как можно заказать и поставить набойки вы можете, обратившись в Московскую ТЭП ДЭНС Федерацию: info@mtdf.ru.

Огромное спасибо Константину Якунину и Константину Невретдинову за подробную консультацию!

Агнета Красильщикова.

Статья перепечатана из журнала "Современные и Эстрадные танцы".
Главный редактор журнала - Андрей Кокоулин.
В этом журнале Вы найдете много интересных статей о степе.