Мария Агнета Красильщикова

журнал "Современные и Эстрадные танцы" май 2002 года

Степа я в своей жизни видела уже немало, в широком диапазоне уровней, возрастов и стилей. Хотя все равно не столь много, как хотелось бы. И однажды, следя за божественным Сэвионом Гловером, поразилась, неужели можно ТАК танцевать? Более того, ТАК импровизировать? Решив взяться за изучение этого вопроса, я наткнулась на несколько различных, вместе с тем авторитетных мнений, в какой-то мере дополняющих друг друга, а в какой-то - противоречащих друг другу. А уж какое принять - Ваше дело. Читайте!

Сара Петронио, известная степистка, партнерша Джимми Слайда:
Люди говорят: "Я хочу научиться импровизировать". Можно ли научить импровизации? Однако, каково значение слова "импровизация"? Ты что-то подаешь и внутри этого импровизируешь. Поэтому если я буду в процессе преподавания давать какие-либо движения, это не будет импровизацией - ученики всего лишь делают то, что я им говорю. Это очень tricky предмет. Но люди говорят: "Я импровизирую", и что меня забавляет, что они говорят об этом как об отдельном танце, который называется "импровизация". Почему бы просто не потанцевать? Но встает вопрос хореографии. А хореография - это заранее поставленная составляющая танца. Еще одна проблема - когда несколько степистов танцуют вместе, это становится шумом, если не поставлена хореография. Другими словами, люди думают, что импровизация в хореографии не нуждается. Это не так. На самом деле, очень мало танцоров, которые действительно импровизируют. Импровизацию надо чувствовать. Некоторые люди рождены для импровизации: они чувствуют потребность уйти от привычной структуры - как и я. Когда я танцую, мне надо чувствовать себя свободной. Однако не каждый на это способен, хотя желание есть у многих. Как мне кажется, импровизация начинает рождаться, как только человек чувствует потребность в ней, когда за плечами - много времени, посвященного изучению танца и музыки. Тогда наступит день, когда в ногах сами начинают рождаться где-то услышанные или доселе несуществовавшие мелодии - это и будет импровизацией. Поэтому я считаю, что следует изучать сам танец, а также много практиковаться самостоятельно. Самостоятельные занятия помогают развивать умение высказать что-то "свое" посредством импровизации. Как Сэвион Гловер - он выплескивает наружу все то, что скрывается внутри. Однако не каждому человеку есть что сказать. Как тогда импровизировать? Только после изучения танца и наполнения себя внутренним содержанием из внешнего мира. Я говорю своим ученикам: "Отвлекитесь, займитесь чем-нибудь другим, это сделает ваш внутренний мир богаче". Потом это можно будет высказать посредством импровизации, рассказать в танце какую-нибудь историю.

Владимир Беляйкин, педагог театра-студии МХАТ, член Оргкомитета МТДФ (Московской ТЭП ДЭНС Федерации):
Импровизация - это, прежде всего, неожиданность. Это реакция без разумной фиксации, без оценки. Вначале идет событие, потом реакция, потом оценка, в отличие от постановочного танца, в котором сначала идет событие, потом оценка, потом реакция. Если я танцую постановочный танец, то музыка мне заранее известна. Импровизация, я считаю, должна быть под живую музыку: я договариваюсь с музыкантами только о темпе, а далее идет диалог между музыкантами и танцором - полная непредсказуемость.
Импровизационное мышление редко бывает врожденное, оно рождается, во-первых, из изучения джазовой музыки, джазового мышления как импровизации (направления free jazz и BeBop, где преобладает импровизация), во-вторых, в театре это итальянская "комедиа дель арте", в которой актер импровизирует в определенной маске: выходит, вступает в драку, изображает какой-то скандал, конфликт, делает какие-то действия и уходит. Эту схему он заполняет текстом, и каждый раз импровизируя по новой.
Я сам пришел к импровизации так: включал музыку free jazz или BeBop и начинал под нее танцевать. Затем включал традиционную музыку и импровизировал в пределах ее стройной схемы. Постепенно количество перешло в качество: я стал слышать такты, периоды, квадраты и начал накладывать свои ритмические схемы - начала появляться некая свобода. Сейчас я могу создавать свою ритмику и накладывать ее на ритмику в музыке, но в данном темпе, могу конфликтовать своим темпом с темпом в музыке. В джазе очень важны ритмический и темповый диалоги - тогда появляется живой танец.
Чтобы начать импровизировать, можно взять какую-либо школу, выучить несколько простейших комбинаций и варьировать их под разную музыку - за счет пауз, синкоп, задержек, темпа. Очень помогает изучение латиноамериканских и афро-кубинских ритмов, так как это очень богатые ритмы: множество пауз, синкоп, сбивок. Можно использовать аритмичность, атональность. Импровизация помогает выработать свой стиль: одни и те же комбинации могут быть использованы в различной музыке. Импровизационное мышление перестраивается, как хамелеон, в тему определенного ритма и уже вместе с ним ведет диалог.
Со временем количество перейдет в качество, и человек начнет уже творить на сцене: появится больше комбинаций. Можно подпитываться от других школ, постепенно учить все больше и больше комбинаций, и в процессе импровизации они будут подсознательно выходить. В импровизации первично подсознание, а сознание уже потом фиксирует и оценивает.
Импровизация - это творчество, а значит - радость.

Виктор Галустов, доцент кафедры режиссуры ГИТИСа, член Оргкомитета МТДФ:
Импровизация рождается на основе навыков, умения владеть ногами и телом, умения придя в позу продолжать существовать со своими ударами исходя из музыкальности. Импровизируя, необходимо держать темп и ритм и уметь внутри себя прокручивать предполагаемые рисунки, исходя из собственных возможностей. Отсюда идет фантазия. Фантазия дает возможность опираться на базу каких-то данных, которыми владеет исполнитель: это джазовая основа, музыкальная основа, умение владеть своим телом в разных ракурсах и положениях. Возможно, есть какие-то еще условности, но уже при использовании этих трех важных моментов может рождаться импровизация. Импровизировать очень сложно, если не чувствуешь и не понимаешь структуру джазового состояния. Джазовое состояние - это когда ты себя внутри наполняешь ощущением драйва.
Импровизация - это полностью внутреннее состояние. Внешне я получаю только информацию от музыки, которая мне предлагается: стиль, темп, ритм - это предлагаемые обстоятельства в музыке.
Начинающий может импровизировать, если есть стержень - темп и ритм. Другое дело, как он это делает: качественно/некачественно, выразительно/невыразительно - это не страшно, зато это ему помогает быстро реагировать на ту или иную ситуацию, в которую он попадает. Импровизация хороша тем, что человека трудно поймать врасплох.
Когда я выхожу на сцену импровизировать, я понимаю, что поймал пульс и чувствую настроение зрителя, чувствую, что они слушают. Если они слушают - можно не бояться накручивать технические приемы, которыми я владею. Положив их на разные ракурсы, мы облагораживаем их для зрительского восприятия. В результате на базе двух-трех элементов и фантазии рождается разнообразная, очень симпатичная импровизация.
Фантазия - это "шарлатанство" в хорошем смысле этого слова. Это сравнимо разве что с иллюзией - на базе одного элемента делать 2 элемента, 3-4 ритмических рисунка - это и есть в хорошем смысле этого слова "шарлатанство".

Ирина Антоненко, степ-танцовщица:
Импровизация - это составная часть джазовой музыки и тэпданса. Она заключается в том, что музыкант или степист высказывает себя - ногами в степ-танце или играя на каком-либо инструменте в музыке. Импровизация так же необходима в степе, как и в джазе, так как эти два вида искусства - как брат с сестрой. Они существовали в начале века и двигались совершенно одинаково, потому что степовые танцоры танцевали с живыми музыкантами на сцене и импровизировали так же, как живые музыканты на сцене, вкладывая те же самые усилия, те же самые знания, к примеру, сколько надо танцевать тактов и когда надо вступать. Импровизация является как составной частью степа, так и необходимой, так как без нее не существует современный степ.
В импровизации человек, который обладает тэп-дансовым языком, выражает себя за счет знания этого языка. Под языком я подразумеваю те движения, которыми пользуется профессиональный танцор. Импровизируя, он выражает то, что он слышит в данный момент от музыки, то, что его вдохновляет от музыки. Импровизация существует в степ-танце и без музыки вообще: можно танцевать а капеллу. В степе существует такая же вещь, как в музыке аккорд, который музыкант берет тремя-четырьмя пальцами; человек танцует не только одиночными ударами.
Импровизировать можно, вообще не умея танцевать. Речь идет о понимании музыки и свободе ощущения себя в пространстве. Обязательно надо изучать музыку. Можно стоять на одном полуметровом кусочке и делать очень интересные ритмические и мелодические вещи, используя всего лишь три-четыре удара, при этом зная, сколько тактов под музыку или без музыки танцевать, как сделать красиво паузу, когда надо закончить и когда надо вступить. Очень важен слух, так как степ - это музыка, которую можно увидеть, и танец, который можно услышать.
В нашей стране, к сожалению, об этом знают немногие. Степисты в нашей стране делают готовые номера и выступают с ними. В России вообще никто не учился импровизации. Хотя наши танцоры - потрясающие люди, которые обладают потрясающими данными, но они не слушают музыку и не знают, как музыка разложена на фрагменты, которые любой степовый танцор должен знать. К примеру, когда степист начинает танцевать, он не знает, когда ему вступить, когда ему закончить.

Василий Седых, руководитель "Элитной Школы Тэпа", член Оргкомитета МТДФ:
Существуют разные методики преподавания импровизации. Они заключаются в том, что у людей вырабатывается умение держать постоянную долю в голове, не считая ее, просто вымерять какой-то промежуток времени. У нас импровизируют, не договариваясь на 8 счетов, а делают 9, 10, 12, 18 - это неправильно, нет четкости. Надо уметь держать квадрат. Дальше - надо слушать большое количество джазовой музыки, хип-хопа, фанка, соула, acid jazz, так как это ритмически очень разнообразные направления. Кроме того, наши часто паразитируют ритм - стучат по ритму так же, как звучит тема в музыке. А в импровизации основной путь лежит поперек ритма. Также существуют негласные законы, как, к примеру, два квадрата делать быстро, один - медленно, как в джазовой музыке: увеличение темпа, потом резкий спад, что и цепляет зрителя, который смотрит и слушает. Чтобы выработать технику, также существуют упражнения, например, отрабатывать удар "heel" на 4 счета, потом то же самое, только с ударом "toe". Можно взять, к примеру, timestep, и внутри него в течение n-ного промежутка времени делать все, что хочется, но потом вернуться опять в timestep. Потом этот квадрат можно увеличить в два раза и так далее.
Очень важна в импровизации техника, так как иногда в голову приходят очень классные вещи, а технически ты их сделать не можешь. Нельзя говорить половиной букв алфавита - это очень ограничивает. Возможно, какие-то буквы ты используешь редко, но все равно их знаешь и если приходится, то они все равно используются. Поэтому надо уметь все.
Когда я выхожу импровизировать на сцену, у меня просто стучит в голове, а ногам я даю волю. Когда человек выходит, у него в голове существует какая-то ритмическая конструкция, и он действует внутри ее. Он может ее поменять, потом вернуться. Лучше, конечно, возвращаться, так как это очень красиво по слуху. Как в джазе, когда музыкант начинает тему, потом от нее уходит и снова возвращается.
Импровизация - это выявление своего "я". На нее влияют множество факторов, вплоть до настроения - если выходишь на сцену в агрессивном настроении, то получаются агрессивные ритмы.

"Великие" об импровизации:

Сэвион Гловер:
Просто любовь… Секрет в полном посвящении себя танцу.

Пэт Кэннон:
Все, что требуется - это слышать музыку в голове и дать ей "спуститься" к ногам…

Джейсон Сэмьюэлс-Смит:
Необходимо слушать. Слушать больше, чем говорить, тогда приходит восприятие вещей и перевоплощение во все, что угодно из того, что происходит вокруг. Все - посредством слушания.

Бренда Буфалино:
Импровизировать - все равно, что играть музыку, импровизировать как музыкант: играть мелодии и ритмы, а не просто стучать.