Константин Невретдинов

декабрь 2004 года

Несколько слов об импровизации.
Вместо вступления.
…кстати, написать об этом меня подвиг форум на сайте МТДФ www.mtdf.ru , где стали подниматься вопросы импровизации. Появляется интерес к импровизации. Это уже очень много. Значит, мы уже движемся вперед.
… импровизация один самых важных моментов в развитии степа…, при постановки новых номеров…, для ощущения музыки…, для координации с музыкой…, понятия, что такое ритм…, что такое степ…
Почему так важна импровизация? - читайте… и пишите Ваши мысли сюда в газету или на форум www.mtdf.ru .

С чего начать учиться ИМПРОВИЗАЦИИ? Что такое вообще ИМПРОВИЗАЦИЯ?
Начнем со второго. Импровизация в степе это умение ритмически оказаться одним из исполнителей музыки. Т.е. влиться в музыкальный рисунок, дополняя и наполняя его новыми ритмами (если идет импровизация под музыку). Или просто создавая свой ритмический рисунок, мелодию, стать автором и исполнителем. При чем, и в том и в другом случае, это происходит совершенно непредсказуемо (т.е. заранее не придумано и не поставлено). Конечно, используются и удары и комбинации, которые Вы уже умеете делать, но они рождаются не в определенном заранее порядке, а непосредственно в процессе импровизации. Вообще, импровизация бывает довольно разнообразная. Бывает, состоит только из одних, уже знакомых комбинаций, которые исполнитель "укладывает" в музыкальный рисунок. Иногда это "постановочная" импровизация, т.е. когда уже готовы определенные комбинации и исполнитель их по своему усмотрению расставляет под музыку. Иногда это сочетание, в разных пропорциях, спонтанно исполненных ударов, которые составляются в ритмический рисунок и уже знакомых комбинаций. Почти всегда в импровизации рождаются новые комбинации, когда, импровизируя, исполнитель создает что-то новое (даже для него самого). Что-то забывается, а что-то откладывается и потом может быть использовано как в импровизации, так и в постановке нового номера. Так рождаются новые комбинации и танцы. Чем большим набором ударов, приемов и комбинаций владеет исполнитель, тем большее разнообразие мы видим в его импровизации. Но начинать можно и с самого простого, то, что может сделать даже самый начинающий степист.
Так с чего тогда начать? Начните с самого простого - с обычного повторения основного метрического размера музыки - просто попробуйте шагать в музыку (возьмите 4/4 размер музыки для начала), или сделайте несколько иные удары (можно просто ударять в такт носком -tap- или полной стопой -flat foot- одной ноги). Задача довольно простая, на первый взгляд, но продолжительное повторение этого упражнения не так просто. Теперь почувствуйте слабую долю в музыке (сильная - более громкая и акцентируемая, а слабая обычно - между двумя сильными). Обычно на 1 и 3 - сильная доля. Выделите сначала удар на сильную долю, сделав его более громким, а потом поменяйте это - сделайте сильный удар на слабую долю. И продержите так ритм какое-то время. Вот Вы уже начали осваивать первые шаги в импровизации. Попробуйте сделать иные удары, повторяя туже ритмическую схему. Теперь попробуйте делать более сложные ритмические сочетания ударов, но при этом постарайтесь пока каждый раз заканчивать на сильную долю в конце такта, затем после 2-х тактов. Для этого можно чередовать равный по времени отрезок импровизации и паузы, где Вы просто слушаете музыку. Старайтесь для начала брать ритмически простую музыку. И слушайте, слушайте, слушайте больше хорошей, ритмически наполненной музыки - джаз в этом плане, очень хороший вариант.
Вообще, говорят, научить импровизации, впрочем, как и режиссуре, не возможно. Можно только показать основные принципы импровизации и провести определенные упражнения, обучающие основным моментам этого интересного направления в степе. Но это уже прерогатива педагога.
Конечно, описать на бумаге все возможные варианты импровизации практически невозможно. Но помните главное - звук, удары, извлекаемые Вами, не могут быть сами по себе, а музыка сама по себе. Только гармоничное сочетание Ваших ударов с музыкой есть предмет старания. Если Вы не слышите самой музыки, идете с ней в разрез - пропадает сам смысл такой импровизации. Не торопитесь насытить импровизацию техникой и синкопами - это все придет со временем и опытом, старайтесь всегда возвращаться к сильной доле в музыке. Всегда слушайте музыку. Тогда Ваша импровизация будет музыкальной. А степ ведь это и есть музыка - музыка Ваших ног.